Развитие русской литературы в конце XVII — начале XVIII веков

  1. Социально-политическое состояние России на рубеже веков.
  2. Развитие русской литературы в конце XVII — начале XVIII веков.
  3. Значение новой литературы.

На рубеже веков русское общество столкнулось с важными нововведениями, вызванными как экономическими и социально-политическими причинами, так и культурным развитием самого общества. «Новый период русской истории» характеризовался прежде всего изменением статуса России в общеполитическом плане. Разрозненные местные рынки постепенно складывались в один всероссийский рынок. Россия стала вступать в более тесные международные и государственные связи с другими европейскими государствами. Боярская монархия сменилась дворянской монархией. Государство утвердило свое преобладание над церковью. В результате этого отдельный человек начинал восприниматься как личность, а не как сосуд греха.

Вводимые преобразования требовали новых высокообразованных людей. Именно поэтому по распоряжению Петра I внутри страны были открыты новые школы, гимназии, а также организован университет при Академии наук. Кроме того, за рубеж отправлялись дворянские недоросли для обучения наукам. Новая идеология и активное развитие науки требовали более развернутой издательской деятельности. В начале XVIII века было решено печатать книги новым, гражданским шрифтом. Появились первые русские учебники. Безусловно, нововведения не могли не отразиться и на литературе того времени.

До настоящего времени в научной литературе ведутся споры по поводу первого литературного направления, возникшего в России. Многие ученые настаивают на том, что это был классицизм, мотивируя отсутствием точных данных по поводу зарождения и протяженности на Руси стиля барокко. К произведениям второго направления можно причислить жанр церковно-придворной проповеди, где впервые стали появляться мифологические имена и античные сюжеты.

Авторы подобных проповедей акцентировали внимание зрителей на своей эрудиции в противовес воинственным невеждам, которыми гордились их предшественники. Несмотря на стремление ораторов петровского времени быть доступными для понимания, их речь часто была перегружена всевозможными символами и непонятными аллегориями. Часто в ней использовались стихотворные побасенки и упоминались многочисленные риторические фигуры, что только усложняло ее понимание. Подобная речь была очень далека от действительности. Поэтические приемы русского барокко были близки западноевропейскому, хотя и здесь существуют определенные различия, особенно на содержательном уровне. В это время появились произведения, наполненные бытовой сатирой и поучениями. Можно сказать, они представляли собой начальный этап отечественного просветительства.

Характерные черты барокко свойственны также драматургии того времени. В России существовали театры двух типов: публичный и школьный театр. В первом общедоступном театре в большинстве своем ставились переводные пьесы, мало отражающие насущные проблемы государства. Театральные представления нередко имели музыкальное и балетное сопровождение, а также красочные декорации. Несмотря на оторванность от реальности, публичный театр сыграл огромную роль в просветительском и воспитательном плане. Школьная драматургия своим возникновением обязана С. Полоцкому. Пьесы обязательно содержали религиозный контекст и проповедовали послушание и смирение. Постепенно наряду с библейскими персонажами в школьных драмах стали появляться и обыкновенные люди. Впоследствии эти пьесы сами образовали новый жанр, поддерживающий реформы Петра.

Поэзия переходного периода отличается многообразием и разноплановостью. Здесь можно выделить стихи, написанные как в стиле барокко, так и «горацианские» произведения, воспевающие свободу мысли. Кроме того, русские авторы часто восторгались в своих стихах победами России, какими-либо государственными событиями, что являлось преддверием возникновения оды классицизма. Самым необычным явлением для русской поэзии является любовная лирика, возникшая без какой-либо предшествующей традиции. Именно этот жанр явился формой выражения чувств человека. Уже при первых шагах были сделаны удивительные литературные находки. К примеру, возлюбленная сравнивается с «богиней», «звездой», «дорогим сапфиром» и т. д.: «Неоцененная краля, лапушка милая / И веселая, приятно где теперь гуляешь?»

Помимо барочного в это время стало активно складываться другое направление литературы, у самых истоков которого стоял один из образованнейших людей своего времени Ф. Прокопович. В своих трактатах он осуществил тщательных анализ родов и видов литературного творчества, а также выделил его основополагающие художественно-эстетические идеи. Согласно этому автору поэзия должна поучать не только рядовых граждан, но и самих правителей. То есть литература должна выполнять дидактическую функцию. Помимо этого, при раскрытии роли поэтического вымысла Прокопович понимает сущность художественного образа, как выражение обобщенного, типического через индивидуальное. Он сопоставляет поэта как с художником, так и с историком. То есть взгляды этого человека были близки к принципам зарождающейся теории классицизма. Для русского классицизма свойственна также активная разработка литературного языка. Работу над этим завершил М. В. Ломоносов в своем учении о стилях. Прокопович в своих трудах ратует за ясность и краткость изложения, с сарказмом отзываясь о произведениях барочных поэтов. Здесь явно просматриваются позиции рационализма.

В России в начале XVIII века зародилась и начинает успешно развиваться новая русская литература. Причем она не только приумножила художественные достижения прошлого периода, но и обусловила дальнейший рост национальной культуры. Основной чертой новой литературы стала ее демократизация в процессе ее развития. Если главными персонажами сначала являлись люди аристократического происхождения, то довольно скоро ведущей темой литературы стала являться крестьянская тема. Соответственно, в качестве главных героев стали выступать простые люди. Зародившаяся в петровское время литература оказала огромное воздействие на все будущие поколения литераторов.